Плоские телевизоры: весна–лето 2005 - TVideo

Рынок плоских телевизоров становится все более интересным по мере нарастания конкуренции среди производителей, старающихся обойти соперника и выйти на рынок с телевизором большей диагонали. Пока в этом негласном соревновании лидируют корейские производители — фирмы Samsung Electronics и LG Electronics. Так, фирма LG Electronics представила 71-дюймовый плазменный телевизор на выставке IFA 2003 в Берлине, а на последней выставке Consumer Electronics Show фирма Samsung объявила уже о своем телевизоре с размером экрана в 102 дюйма. Японские производители для телевизоров с экраном, превышающим 50 дюймов по диагонали, тоже использовали лишь плазменную технологию, но лишь до тех пор, пока фирма Sharp не объявила о создании 65-дюймового ЖК-телевизора Aquos с разрешением в 1920х1080 пикселей. Так, например, фирма Matsushita Electric Industrial недавно выпустила свой 65-дюймовый PDP-телевизор высокого разрешения, компания Fujitsu General представила 63-дюймовый телевизор с разрешением 1365х768 пикселей, а Pioneer и Sony — PDP-телевизоры с такими же разрешениями и с экранами в 61 дюйм по диагонали. Казалось бы, и этого вполне достаточно, чтобы сделать рынок плоских телевизоров весьма и весьма привлекательным. Но вот на японской выставке CEATEC’2004 фирмы Canon и Toshiba представляют прототип нового 36-дюймового плоского телевизора, в котором использован светоизлучающий экран технологии SED, разработанной этими фирмами. Продавать этот телевизор (который имеет достаточный потенциал, чтобы встряхнуть рынок телевизоров с большим экраном) планируют уже в этом году. Кроме того, намечена разработка и 50-дюймовых моделей SED-телевизоров, и моделей с большим размером экрана, причем общий объем их выпуска эти фирмы планируют довести к 2010 году до трех миллионов штук. Ожидается появление и больших светоизлучающих экранов на органических светодиодах OLED, которые могут серьезно обострить конкуренцию в секторе плоских телевизоров. Об этих новых технологиях мы подробнее расскажем в одном из ближайших номеров журнала. Проекционные телевизоры с 70-дюймовыми экранами, оснащенные жидкокристаллическими проекторами с разрешением 1920х1080 пикселей (технологии D-ILA и SXRD), выпускают фирмы JVC и Sony. А такие же телевизоры с экранами, достигающими по диагонали 63 дюйма (разрешение 1920х1080 пикселей), 62 дюйма и 60 дюймов, выпускают соответственно фирмы Seiko Epson, Mitsubishi Electric и Thomson. Разрабатывая изощренные оптические системы проекции на просветный экран, производители создают проекционные телевизоры, имеющие по сравнению с обычными кинескопными гораздо меньшую толщину и более высокое качество изображения. Например, американской компании InFocus удалось уменьшить толщину проекционного телевизора с микрозеркальным проектором (технология DLP) до 17,4 см, так что сегодня плоские проекционные телевизоры становятся все более популярными. В США их доля составила примерно четвертую часть сектора FPD-телевизоров, а благодаря высокому качеству изображения они стали серьезными конкурентами жидкокристаллическим и плазменным панелям. Цена 42-дюймового плазменного телевизора на американском рынке обычно находится в пределах от 7000 до 9000 долларов, а проекционные телевизоры с диагональю экрана от 42 до 60 дюймов стоят 3000–4000 долларов. Тот факт, что цены проекционных телевизоров ниже плазменных или жидкокристаллических и не столь резко зависят от размеров экрана, способствовал тому, что практичным американцам они пришлись более по душе. Ведь они получили возможность выбирать телевизор подходящего размера, руководствуясь в основном эстетикой интерьера, а не толщиной кошелька. К 2003 году в США было реализовано 2,6 миллиона проекционных телевизоров, а в одном только 2004 году — почти в два раза больше! Причем аналитики прогнозируют, что спрос на проекционные телевизоры еще далек от насыщения и будет расти, достигая уровня продаж в 30 миллионов аппаратов в год. Сравнительные характеристики плоских телевизоров различных систем приведены в табл. 2. Каждая из этих систем имеет свои преимущества и недостатки. Современные модели LCD- и PDP-телевизоров во многом выигрывают благодаря совершенствованию технологий цифровой обработки видеосигналов. Несомненными преимуществами проекционных телевизоров является сравнительно низкая их цена и высокая технологичность при техническом обслуживании. ЖК-телевизоры Считается, что типовые жидкокристаллические телевизоры недостаточно хорошо работают с движущимися изображениями, что обусловлено высокой вязкостью (низким быстродействием) жидких кристаллов. По распространяемому мнению (причем — самими производителями!), плохо также и то, что полутона, отображаемые на ЖК-экранах, в продолжение показа каждого кадра остаются неизменными. Поэтому с целью продвижения своей продукции создатели ЖК-телевизоров рекламируют новые методы управления жидкими кристаллами In-Plane Switch (IPS) и Vertically Alignment (VA), а также новые методы оптимизации пленки оптических покрытий экранов, которые позволяют расширить поле зрения до 170 градусов. Например, фирма Hitachi Displays разработала супертехнологии S-IPS и AS-IPS, увеличивающие коэффициент светопропускания ЖК-пикселей на 30%. Компания Toshiba Matsushita Display Technology разработала технологию Optically Compensated Bend (OCB), обеспечивающую расширение поля зрения и уменьшение времени отклика ЖК-пикселей при помощи сочетания технологий Super Patterned Vertical Alignment (S-PVA) и Dynamic Capacitance Compensation (DCC). Набирает обороты и совместное голландско-корейское предприятие LG.Philips LCD, где уже выпускаются ЖК-панели пятого поколения с размерами стеклянной подложки 100х120 см. На выставке CES'2004 это предприятие экспонировало 55-дюймовый жидкокристаллический дисплей, который на тот момент был самым большим в мире. На яркость, цветность и быстродействие ЖК-экранов существенное влияние оказывают характеристики задней подсветки, поэтому сейчас разрабатываются новые технологии подсветки с более быстрой реакцией и улучшенной степенью чистоты цвета. Так, фирма Sony использует для 40- и 46-дюймовых ЖК-телевизоров в качестве задней подсветки светодиоды (серия Qualia 005), что позволяют добиться существенно лучшего воспроизведения цветов, чем у обычных ЖК-телевизоров. В то же время фирма Matsushita разработала технологию модулирования задней подсветки в соответствии с содержанием видеосигналов. Несколько новых моделей ЖК-телевизоров используют повышенную дискретизацию RGB-сигнала (до 10 бит). В моделях, использующих меньшую дискретизацию (обычно 8 бит), стали уменьшать ее интервалы для сигналов изображения низкой яркости. В этой технологии используются характеристики зрения, лучше воспринимающего градации яркости более темных изображений. Многие из перечисленных работ можно только приветствовать. Что же касается быстродействия ЖК-экранов, не следует считать, что у кинескопных телевизоров оно лучше. И дело здесь не в быстродействии электронных лучей телевизионной развертки, а в необходимости длительного послесвечения (20 мс для 50-герцовых телевизоров) люминофоров покрытия экрана (см. «Свет и цвет», S&V, №9’2004). На наш взгляд, неправомерно утверждать о негативном влиянии на качество восприятия неизменности ЖК-изображений в течение каждого телевизионного кадра. А как же тогда профессиональный кинематограф с 24 кадрами в секунду и качеством изображения, о котором телевидение пока может только мечтать?! Плазменные телевизоры Производители PDP-телевизоров, разрабатывая новые технологии, решают, в первую очередь, задачу улучшения световой отдачи своих моделей. Эти разработки сводятся в основном к преобразованию структуры плазменных ячеек экрана (из реберной в вафельную), к использованию модифицированных ксеноно-газовых смесей в качестве наполнителя PDP-ячеек и к поиску новых люминофоров. При этом преследуется цель довести яркость плазменного экрана при показе 100-% белого поля до значения, близкого к значению аналогичного параметра у кинескопных телевизоров. Кроме улучшения качества изображения, повышение световой отдачи PDP-панелей уменьшает также и энергопотребление и позволяет поставить перед плазменной панелью пленочные оптические фильтры с низкой отражательной способностью и тем самым уменьшить отражение света внутри самой панели. В результате этих нововведений последние модели плазменных телевизоров отличаются гораздо лучшей контрастностью в освещенном помещении, чем их предшественники. Ведутся работы и по устранению «ахиллесовой пяты» PDP-панелей — появления остаточных изображений (after images) после длительного просмотра фотографий или иных статичных изображений. Плазменные телевизоры от разных производителей часто дают изображение разного качества, хотя в них используются PDP-панели одинаковой технологии. Это вызвано различием алгоритмов обработки видеосигналов и говорит об их влиянии на качество изображения. Так, фирма Matsushita продемонстрировала PDP-телевизор, у которого для обработки изображений применяется новая интегральная схема PEAKS. Она позволяет получить картинку, у которой 1536 градаций насыщенности и миллиарды цветовых тонов! Фирма утверждает, что этот телевизор воспроизводит 3 млрд. 620 млн. цветов в обычном режиме и 8 млрд. 520 млн. при воспроизведении темных фрагментов динамичных изображений. Фирмы продолжают интенсивно работать в направлении повышения световой отдачи плазменных панелей и намерены уменьшить энергопотребление примерно на одну треть, снизив его до уровня в 100 Вт уже в текущем году. Большинство этих телевизоров полностью совместимо с телевидением высокой четкости, но по сравнению с ЖК- и PDP-моделями имеют более толстый корпус, неравномерность изображения в широком поле зрения и недостаточно хорошие характеристики отображения темных градаций (см. "Проекционные телевизоры" S&V, №11’2004). Последние технологические достижения позволили улучшить эти показатели, а также увеличить яркость экрана и довести разрешение проекционных телевизоров до значений, характерных для ЖК- и PDP-моделей. Первая ласточка, приведшая к появлению ультратонких проекционных телевизоров, залетела к нам два года назад от компании Mitsubishi Electric в виде проекционного дисплея Digital Signage DDP60 с 60-дюймовом экраном (яркость 400 кд/кв. м, глубина 26 см). Особенности его конструкции хорошо видны на иллюстрации. Этот дисплей содержит встроенный DLP-проектор (срок службы лампы 8000 часов) и оптическую систему, содержащую несколько зеркал и специальный просветный экран с коэффициентом преломления, увеличивающимся от нижней части экрана к верхней. Предусмотрен сервисный доступ к основным компонентам дисплея через специальные окна фронтальной панели, что позволяет устанавливать дисплей вплотную к стене. Возможность его установки рядом с таким же аппаратом или «вверх ногами» на таком же мониторе позволяет составлять полиэкранные видеостены любой ширины с почти неразличимыми на нормальном расстоянии границами между отдельными экранами (5 мм). Появление этого дисплея, конечно же, не осталось незамеченным. На выставке InfoComm'2004 ультратонкие проекционные телевизоры были представлены уже двумя американскими фирмами — InFocus Clarity и Visual Systems, а затем — французской компанией Thomson Multimedia (телевизор 61 DSZ 644, внешне почти неотличимый от модели InFocus SP 61md10). Проблема недостаточно широкого поля зрения у просветных систем успешно решается путем использования линзорастровых пленок и светорассеивающих покрытий. Проекционные телевизоры с большим экраном стоят дешевле жидкокристаллических и плазменных аналогов и превосходят их по возможностям сервисного обслуживания, допуская, в частности, замену проекционных ламп. Толщина проекционных телевизоров с диагональю экрана 50–61 дюйм благодаря новым оптическим системам сегодня уже стала меньше пятнадцати сантиметров. Ощутимое преимущество в стоимости позволяет таким телевизорам (с дальнейшим уменьшением их толщины и повышением качества изображения) серьезно угрожать доминированию плоских телевизоров LCD- и PDP-технологий на мир

Другие статьи

Hosted by uCoz