Петербургская музыкальная весна

зрелость молодости или молодость зрелости? Пятого мая нынешнего года в 45-й раз открывается международный фестиваль "Петербургская музыкальная весна". Эта "полукруглая" дата, хотя по большому счету и не является "громким" юбилеем, но все же заставляет отметить жизнеспособность и долголетие этого музыкального праздника (на сегодняшний день - старейшего в России) и коротко вспомнить его историю. Фестиваль "Ленинградская музыкальная весна", возникший в 1965 году по инициативе молодого Председателя Союза композиторов А.П. Петрова, буквально сразу же занял высокое и значимое место в культурной жизни города. Успех "Весны", задуманной как ежегодный смотр достижений творчества ленинградских авторов, объяснялся несколькими факторами: еще не утихшими "ветрами хрущевской оттепели", возросшим стремлением слушателей к знакомству с музыкальными новинками, а композиторов - к контактам с широкой аудиторией, наличием прекрасных концертных залов и замечательных исполнительских сил, наконец - что, быть может, наиболее существенно - накопившимся огромным потенциалом, ярко раскрывшимся в произведениях так называемых шестидесятников. Среди них - имена Г. Банщикова, В. Гаврилина, А. Кнайфеля, А. Петрова, Г. Портнова, Л. Пригожина, С. Слонимского, Б. Тищенко, В. Успенского, Ю. Фалика, О. Хромушина и многих других. С течением времени к фестивальной жизни подключились все новые композиторские и исполнительские поколения, менялись формы проведения "Весны". Одно оставалось неизменным - в центре каждого фестиваля всегда была петербургская музыка. Это - весьма значительное число сочинений, созданных в самых различных жанрах, формах и стилистических манерах, это - нескончаемая вереница первых исполнений произведений, многие из которых впоследствии стали классикой отечественной музыки ХХ столетия. В 1989 году фестиваль обрел международный статус. Значительное расширение географии исполняемой музыки и состава участников фестиваля обусловило некоторую переакцентировку его концепции: отныне "Весна" мыслилась как своеобразная панорама, представляющая место и роль города на Неве в контексте современной интернациональной музыкальной жизни. Что представляет собой сегодняшняя "Петербургская музыкальная весна" и каким видится предстоящий фестиваль? Свое 45-летие "Музыкальная весна" встречает как крупномасштабный фестиваль Петербургского Союза композиторов, уже давно включенный в перечень культурных программ федерального значения и проходящий под патронатом Губернатора Санкт-Петербурга. Проведению "Весны" существенную поддержку оказывают Министерство культуры Российской Федерации, Комитет по культуре Правительства Санкт-Петербурга, Музыкальный фонд и Филармоническое общество Санкт-Петербурга, а также Издательство "КомпозиторoСанкт-Петербург". Традиционный генеральный спонсор фестиваля -"Газпромбанк", а его генеральный партнер - Российское Авторское Общество. Формирование фестивальных программ, как обычно, было обусловлено несколькими составляющими: рекомендациями творческих секций и ассоциаций Союза композиторов, юбилейными датами, пожеланиями исполнителей, тематическим характером каждого из концертов: В результате накопленный музыкальный материал был скомпонован в рамках 19 фестивальных концертов (среди них - 5 оркестровых, 1 - оркестрово-хоровой, 3 - хоровых, 10 - камерных). В фестивальных концертах прозвучат 148 произведений 72 современных композиторов, среди которых подавляющее большинство - петербургские авторы. Разумеется, статистические данные, свидетельствующие о масштабе этого форума, не могут дать содержательной картины фестиваля. Его творческая характеристика заключена в самих исполняемых произведениях - столь различных по избранным авторами жанрам, формам, стилистическим направлениям, что свидетельствует об открытости "Весны" самым разным веяниям сегодняшнего дня. При явном протекционизме петербургской музыке, в фестивальных программах всегда находится место для зарубежного музыкального искусства, на этот раз представленного творчеством современных композиторов и исполнителей США, Франции, Чехии, Украины, Мексики. Очень ценной частью фестивальной жизни является возможность представить слушателям первые исполнения произведений, многие из которых созданы специально для презентации на "Петербургской весне". На предстоящем фестивале таких исполнений будет 42(!), среди них - как российские, так и мировые премьеры. В этом году фестиваль не ставил своей задачей отражение знаменательных дат всемирно-исторического или общекультурного значения. Его организаторы на этот раз сосредоточили свое внимание на творчестве петербургских композиторов - юбиляров 2009 года. Их количество в этом году очень значительно, и воздать должное ныне здравствующим и почтить память ушедших из жизни - первейший долг "Петербургской музыкальной весны". Творчество юбиляров, безусловно, должно сегодня звучать на концертной эстраде, и произведения почти каждого из них (по возможности и в разной степени) занимают свое почетное место в программах фестиваля. В нынешнем году музыкальный мир постигла тяжелая утрата - скончался наш друг и коллега, выдающийся творец современности Юрий Александрович Фалик. Фестиваль не мог не откликнуться на это печальное событие: в концертных программах сосредоточился своего рода мини-фестиваль из вокально-симфонических, оркестровых и хоровых произведений этого замечательного Мастера. Фестивальные концерты пройдут на наиболее престижных городских эстрадах (Большого и Малого залов Филармонии, Капеллы, Дворца князей Белосельских-Белозерских, Дома композиторов), а исполнителями станут давние и верные творческие партнеры фестиваля: четыре ведущих петербургских симфонических оркестра, Государственный русский концертный оркестр, пять хоровых коллективов, большое количество дирижеров, ансамблей, солистов-вокалистов и инструменталистов. Опыт проведения предшествующих фестивалей показал тенденцию возрастания слушательского интереса к современному композиторскому творчеству, что позволяет надеяться видеть на "Весне" значительное число публики, которая к тому же получит возможность свободного посещения всех фестивальных концертов. Старожилы "Петербургской музыкальной весны", побывав на концертах фестиваля, наверняка вспомнят страницы его 45-летней богатой истории. Любители музыки смогут услышать произведения признанных мэтров, сочинения талантливых молодых авторов и почувствовать как своеобразие, так и преемственность различных композиторских поколений. Так как же можно оценить нынешний фестиваль - как зрелость молодости или как молодость зрелости? Надеемся на то, что участники и слушатели "Петербургской музыкальной весны" в эти фестивальные дни ощутят и то, и другое.

Другие статьи

Hosted by uCoz